"Симд" возродит былое величие: Дзагоева о главных событиях 2022-го и планах на будущее
Ушедший год был не очень беден на культурные события – концерты, юбилеи, премьеры, выставки, гастроли. Скучать югоосетинскому зрителю не приходилось. Министр культуры Южной Осетии Рада Дзагоева рассказала в интервью радио Sputnik о наиболее значимых культурных событиях года, о возрождении национальной хореографии и поделилась планами на ближайшее будущее. – Рада Филипповна, какие события в области культуры в ушедшем году вы бы выделили? Каким был "культурный" год для Южной Осетии?
– На самом деле, год был непростым, но я бы не сказала, что он был очень богат на культурные события, потому что первая половина была для республики непростая – общественно-политическая ситуация была сложной, и на этом фоне культура, как говорится, молчала. Активизация деятельности культурного ведомства пришлась на вторую половину года. Тем не менее, оставшийся период ушедшего года ознаменовался целым рядом ярких культурных событий.
В сентябре в республику приехал Сибирский академический ансамбль танца имени Годенко. На сцене нашего Госдрамтеатра был представлен очень интересный проект – совместный концерт с ансамблем "Симд". Ансамбль имени Годенко – очень сильный творческий коллектив, он находится на пике своей профессиональной формы. Это был очень интересный проект для нашего творческого коллектива, и такой опыт всегда бывает полезен.
С октября мы активизировали работу еще в одном направлении: у нас с министерством культуры РФ есть совместный проект, обменные культурные мероприятия. В рамках этого проекта мы пригласили в республику Дагестанский государственный ансамбль танца "Лезгинка". Очень успешный был концерт, на мой взгляд. Также в рамках совместных мероприятий наш ансамбль "Симд" в октябре выступил в Краснодаре. Концерт прошел в большом зале Краснодарской филармонии имени Пономаренко.
Это была первая гастрольная поездка "Симда" после длительного перерыва. В силу разных обстоятельств коллектив почти два с половиной года был "невыездной". И я очень надеюсь, что эта поездка станет отправной точной новых успешных выступлений за пределами республики.
Что касается других направлений работы, у нас довольно успешно открылся и театральный сезон.
Были у нас интересные выставки. Например, совместная выставка всех осетинских художников, которая прошла в начале декабря. Были выставки молодых художников.
Кроме того, Минкультуры совместно с ГТРК "ИР" запустили песенный конкурс с участием детей и подростков "Зараг". Этот проект открыл для нас очень много новых, юных и талантливых имен. И мы уже понимаем, что у нас есть будущее в песенном искусстве, есть материал, с которым можно работать и который в будущем принесет свои плоды.Я бы также хотела отметить, что с осени министерство культуры начало работать по плану. Что это означает? В конце каждого месяца мы запрашиваем у всех наших подведомственных организаций план работы на предстоящий месяц, мы все это аккумулируем, составляем единую программу и доводим до всех жителей через СМИ. Такая сводная культурная афиша на целый месяц, и мы ее придерживаемся. То есть, люди уже могут планировать свой досуг.
Старт, который пришелся на сентябрь, получился в принципе неплохой. И я очень надеюсь, что 2023 год для национальной культуры будет еще более успешным. – Вы уделили много внимания ансамблю "Симд". Мы знаем, что это довольно сложный коллектив, со своими настроениями и проблемами. Удалось ли разрешить все разногласия и какие планы у "Симда" на новый год?
– Сразу скажу, что разговоры о сложности коллектива, это с позиции сегодняшнего дня скорее уже мифы из прошлого. Да, действительно, ансамбль в последние годы пережил непростые времена – он неоднократно, я не побоюсь этого слова, разрушался, из ансамбля уходил костяк, и это значительно оголяло и ограничивало его творческие возможности.
Сразу после назначения первый коллектив, в который я пошла, был "Симд". Мы поговорили, и сошлись в том, что так дальше работать нельзя. Было понимание со стороны самого коллектива. Там же мы договорились, что отныне концерты "Симда" не должны быть сенсацией и чем-то долгожданным для зрителя. "Симд" – это наше достояние, но его искусство и творчество должны быть доступны. И концерты, которые мы провели с лета, показали, что потребность у нашего зрителя в этих выступлениях есть. Потому что я не помню, чтобы концерт "Симда" не сопровождался аншлагом.
Коллектив очень хороший, молодой, но сказывается, конечно, отсутствие опыта. Он, как известно, приходит со временем. И от концерта к концерту мастерство нашего коллектива растет, тем не менее, работа еще предстоит колоссальная. Но что очень важно и бесценно – это понимание предстоящей кропотливой работы есть у самого коллектива.Помимо хореографической составляющей в "Симде" есть роскошный хор под управлением Залины Сапиевой, и есть оркестр, которым руководит невероятно талантливый человек Эльбрус Ходов. И художественный руководитель "Симда" Сергей Кочиев, и Залина Сапиева, и Эльбрус Ходов – это люди, которые увлечены своей работой до фанатизма. Мне кажется, что совместно у этих людей все получится. Я чувствую, что там все меняется. У коллектива появилась искра и желание работать, он настроен серьезно. И мне бесконечно приятно наблюдать этот прогресс. Я уверена, что "Симд" возродит свое былое величие. – Поговорим еще немного о хореографии, и не только о нашей. У "Симда" был довольно интересный опыт – совместный концерт с сибирским ансамблем, а специально к выступлению в Краснодаре артисты хорового отделения подготовили казачью песню. Как вы оцениваете такой опыт и ждать ли подобных мероприятий в ближайшем будущем, есть ли какие-то договоренности?
– Такие проекты будут. Как я уже сказала, они идут на пользу коллективу. Я с большим удовлетворением наблюдаю, что, когда мы приглашаем коллектив извне, в зале всегда бывает много представителей нашего "Симда". Они всегда приходят, наблюдают. И в этом сравнении, негласном соперничестве есть свои плюсы. И мне кажется, что к подобному опыту мы еще будем возвращаться, будем экспериментировать.
Национальная хореография со всей своей сдержанностью, своим величием вместе смотрятся очень выигрышно. И для зрителя это очень привлекательно.– В ушедшем году также были попытки возродить хореографическую школу. Чем можете похвастаться? Растет ли у нас достойная смена?
– Это, пожалуй, самое главное для меня и для министерства культуры на данный момент. Когда мы говорим о национальной культуре, мы всегда выделяем два главных столпа – это Госдрамтеатр и ансамбль "Симд". Я бы сказала, что третий столп – это наша хореографическая школа, потому что это наше будущее.
То, что происходило с нашей хореографической школой на протяжении многих лет, то, с каким безразличием мы наблюдали развал этого важнейшего для национальной культуры учреждения – детища Мэлса Шавлохова – это преступно. Много лет школа функционировала только на бумаге, были штатные единицы, люди просто получали зарплату, но школа не набирала детей, и так продолжалось из года в год. Причин было много, но они – не оправдание тому, что происходило.
И когда в республику приехала проверка федерального российского казначейства, и в его заключительном акте, как грубые нарушения и нецелевое расходование была указана хореографическая школа-студия, это стало последней каплей и толчком к тому, что нам фактически извне указали: если вам это не надо, закрывайте, потому что так нельзя.
Мы сразу же предприняли меры, чтобы не потерять свою школу. Я еще раз говорю, я знаю, насколько для нас важен "Симд", но еще важнее – это хореографическая школа. Это будущее нашего национального искусства. Мы назначили нового директора школы, выбор был не случайный: Майя Четион – это известный в республике человек, преданный своему делу, человек, который умеет работать с детьми, показывать результат. Не секрет, что ее коллектив всегда считался одним из лучших среди всех детских творческих коллективов. Кроме того, она пришла не одна, привела с собой молодых профессиональных хореографов. Я очень хочу выделить Коста Джиоти, это один из наших лучших молодых профессионалов, с хорошим образованием, он уже на протяжении долгого времени работает с детьми. Он сейчас полностью сосредоточился на работе в школе-студии, и мне кажется, что будут результаты.Конечно, очень сложно работать, потому что школа даже не имеет своего помещения. Она временно размещена в киноконцертном зале "Чермен", уроки проходят прямо на сцене. Часть коллектива работает в одном из кабинетов Республиканской библиотеки. Очень сложно разрываться, но другого выхода нет, мы должны сохранить эту школу, добиться того, чтобы построить для нее здание.
Хочу сказать, что набор в школу-студию осуществлен, о наборе объявили в конце августа прошлого года. Набрали более ста детей в три группы: младшую, среднюю и старшую. Они уже успели выступить на одном из государственных мероприятий. И знаете, глаз радовался. Но делать надо еще очень много, чтобы обеспечить наших детей всеми условиями. – Еще один важный момент, который, можно сказать, удалось решить – это паспортизация памятников истории и культуры, расположенных на территории республики. На одном из заседаний правительства была утверждена и форма паспортов исторических и культурных памятников. Как проходит этот процесс?
– В октябре мы утвердили форму паспорта объекта культурного наследия. В Минкультуры есть отдел, который занимается именно этим направлением, он сейчас работает над тем, чтобы каждый объект культурного наследия получил свой паспорт. Это очень кропотливая работа. Следующий шаг – это работа над реестром.
Чтобы было понятно, у нас есть реестр, в который внесены более одной тысячи объектов культурного и исторического наследия, но дело в том, что этот реестр утвержден внутренним приказом министра культуры в 2014 году, а по закону об охране памятников, он должен быть утвержден правительством. У нас есть от чего отталкиваться. Мы его, конечно, будем дополнять, согласовывать с экспертами, это члены историко-культурной экспертизы, которая действует при Минкультуры. Я очень надеюсь, что эта работа будет завершена в первой половине 2023 года и мы получим реестр, согласно которому, все памятники будут охраняться государством.
Мы также начали процесс установки специальных табличек на объектах культурного наследия. Часть табличек мы уже заказали, работу обязательно продолжим в 2023 году. – Вы отметили, что каждый объект будет защищен государством. Понятно, что на консервацию или сохранение даже одного памятника нужны немалые финансовые средства, которых у республики нет. Что в таком случае подразумевает под собой защита государства?
– Вы правы, у нас очень непростая ситуация. Есть памятник исторического, архитектурного, культурного наследия – это Ленингорский музей. Он разрушается фактически у нас на глазах. И для его реставрации, чтобы как-то его поддерживать, нужны огромные средства. В бюджете ведомства таких средств нет. В принципе, и реставраторов, как таковых, нет.
И когда государство делает заказ на получение целевых мест в российских вузах, то мы должны задуматься о том, чтобы подготовить художников-реставраторов, реставраторов-архитекторов. Для нас это очень важно.Я в качестве примера привела Ленингорский музей, но таких объектов много. Есть башни, которые разрушаются, и это очень больно. Представители отдельных фамилий занимаются восстановлением родовых башен, но это единичные случаи. Нужна поддержка на государственном уровне. В этом направлении нам еще предстоит огромная работа – сохранить наше историческое наследие и не дать ему исчезнуть. – Радовал премьерами и Государственный драматический театр. Как завершился год для храма Мельпомены?
– Если мы рассматриваем деятельность театра, то рассматриваем ее сквозь призму театрального сезона. Его итоги мы подводим в конце сезона, а не в конце года. Поэтому, я скажу, что начало театрального сезона довольно неплохое. Мы представили зрителю комедию из национальной классики "Жених Гаци" в постановке Тамерлана Дзудцова. На очереди еще две премьеры: "Укрощение строптивой" Эдуарда Келехсаева и новый для нас жанр – мюзикл для детей. Специально для него мы еще летом заказали музыку композитору Мурату Плиеву, он для спектакля записал порядка 25 композиций. Автор пьесы Алан Остаев, который также является автором нашумевшей пьесы "Последний свидетель". Режиссером опять выступает Тамерлан Дзудцов.
Со второй половиной театрального сезона мы также связываем большие надежды. Он ознаменуется приездом сразу двух режиссеров, которые уже показали, насколько успешно они могут работать с нашей труппой. В феврале приступит к работе Казбек Джелиев, который в 2021 году представил на нашей сцене свою постановку "Дон Жуан". Очень успешную и на мой взгляд, и по мнению многих специалистов. На этот раз будет национальная постановка – "Сау нымает" (Черная бурка) Геора Хугаева.
И заключительная работа, которая предстоит нам в этом сезоне – это русская классика. Мы представим "Ревизора" Николая Гоголя в постановке Романа Габрия. Это талантливый питерский режиссер, который тоже работал с нашим театром. Он поставил на нашей сцене "Гамлета" в 2013 году, а в 2019-м представил музыкально-литературный спектакль "Коста", о жизни и творчестве гения осетинского народа. Тоже была очень успешная работа, и мы ожидаем такого же успеха и на этот раз. Именно "Ревизором" мы будем закрывать текущий театральный сезон.
Я думаю, что 2023 год будет успешным для нашего театра и в плане гастролей. Главное, чтобы был мир, а у нас есть, что показать.
Хотела бы отметить, что у нас налаживаются хорошие связи с отдельными регионами России, будут обменные культурные мероприятия с Чеченской республикой. В прошлом году в Южной Осетии побывала министр культуры Ульяновской области, недавно мы связывались, и нам поступило приглашение в апреле. Видимо, мы выедем в Ульяновскую область с "Симдом", несколькими художниками. Это будут своеобразные дни осетинской культуры в Ульяновской области.
Неплохое взаимодействие у нас налажено и с министерством культуры Краснодарского края. Мы договорились об обменных мероприятиях. Весной к нам приедет очень известный кубанский коллектив "Казачья вольница", а мы прорабатываем возможность гастролей нашего "Симда" в городах Краснодарского края в начале лета.
Я очень надеюсь, что в этом году будет плодотворным и сотрудничество с министерством культуры России. Есть уже согласование по отдельным культурным мероприятиям, по приезду к нам отдельных творческих коллективов. Со своей стороны, мы продумаем выступление наших творческих коллективов в столице России и ее регионах. – Уделим внимание и творческим союзам. Насколько известно, таких у нас всего три – художники, писатели и журналисты. И если художники время от времени выставляются и их деятельность так или иначе видна, то о деятельности двух других союзов ничего не известно. Хотя они и получают, пусть небольшую, но государственную поддержку. Чем они занимаются, кто в них состоит и как можно активизировать их работу?
– Вы совершенно правы. Что касается деятельности Союза художников, то она для нас очевидна. Есть союз, в составе которого почти все наши художники, они работают, и мы знаем, чем они занимаются.
Хочу сказать, что ежегодно государство на поддержку творческих союзов выделяет определенные финансовые средства. Они выделяются из программы развития культуры. Бюджет этой программы составляет три с половиной миллиона рублей, из которых 1 200 000 уходит на поддержку союзов. И если мы понимаем, чем занимается Союз художников, то для меня непонятно, какова деятельность Союза журналистов и зачем мы поддерживаем организацию, которая по факту существует только на бумаге. Зачем мы поддерживаем Союз писателей и на что уходят эти средства, для меня еще одна большая загадка.
Все три союза профинансировали в начале 2022 года, меня еще не было в министерстве культуры, но я хочу сказать, что буду пересматривать вопрос финансирования. У нас большие проблемы в сфере культуры, у нас перспективная талантливая молодежь сегодня и сейчас нуждается в поддержке, и в это время мы пускаем финансовые средства на не совсем понятные цели. Так не должно быть.Понимаю, если бы Союз журналистов проводил творческие конкурсы, конкурсы для молодых журналистов, как-то поддерживал их, но мы слышим об этом союзе разве что между делом.
Я направила письма во все три союза с просьбой предоставить отчет о проделанной работе. Адекватный ответ мне предоставили только художники. Я поняла, чем они занимались последние два года и на какие цели расходовали выделенные им средства.
От Союза писателей я не дождалась отчета. Союз журналистов предоставил сведения, вызывающие еще больше вопросов. Мы будем думать, что делать с этими союзами и оправдывает ли себя поддержка со стороны государства.
В конце прошлого года меня пригласили на вручение литературной премии "Буламаргъ" и очень печально, что среди лауреатов не было южан. Это говорит о том, что у нас нет современных молодых писателей, которые на достойном уровне могут представлять свое творчество. Мне кажется, лет через десять мы поймем, насколько масштабен объем катастрофы в сфере литературы. И не надо заниматься самообманом, не надо стишки и произведения на любительском уровне выдавать за творческий продукт.
Если мы для начала не признаем, что у нас есть большие проблемы в сфере литературы, мы двигаться вперед не начнем. – Завершая нашу беседу, хотелось бы услышать о ближайших планах в области культуры.
– Сейчас все наши ведомства готовят отчеты и планы на 2023 год. Мы подготовим один большой сводный план и озвучим его в скором времени.
Но я хочу отметить, что в этом году нам предстоит отметить юбилей легендарного Тимура Харебова. И еще один знаковый юбилей – это 80-летие золотого голоса Осетии, бессменного солиста хора ансамбля "Симд" Инала Алборова. Его мы отметим вместе с юбилеем самого ансамбля, которому в этом году исполняется 85 лет. Это, пожалуй, одни из значимых событий, которые нам предстоит отметить в 2023 году.
Недавно было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве с Крымом, там есть неплохие позиции и в сфере культуры. Мы будем над всем этим работать.
Будем развивать отношения с регионами России, чтобы осетинская культура, которая является главной гордостью нашего народа, вышла за границы Южной Осетии.