Национальный музей Южной Осетии в новом году отметит вековой юбилей. В 1923 году на его создание была выделена колоссальная на тот момент сумма – миллион рублей.
За эти 100 лет музей видел многое: Великую Отечественную войну (хоть она и не дошла до Южной Осетии), геноцид, был сожжен (и не раз), разграблен но, как Феникс, раз за разом возрождался из пепла.
О его истории, ежедневной работе, проблемах и планах Sputnik рассказала экскурсовод Олеся Бекоева.
В музее много отделов: история, этнография и краеведение, флора и фауна. Есть и отдел, посвященный геноциду осетин.
Тяжелые потери
"Наш музей прошел очень тернистый, тяжелый, долгий путь. Он пережил пожар в 1945 году. Потом, во время второго грузино-осетинского конфликта, очень много экспонатов было похищено. К примеру, знаменитый экспонат – триптих иконы Божьей Матери, который аланам подарили византийцы. Во всем мире этих триптихов насчитывалось три. Целый был только у нас", - рассказала Бекоева.
Триптих очень дорогой, сделан из слоновой кости, украшен драгоценными камнями и является реликвией для осетинского народа. Похитили его из музея в 90-е годы грузинские банды, вторгшиеся в город. Тема триптиха каждый раз поднимается югоосетинской делегацией на Женевских дискуссиях, но ответ до сих пор не получен. Известно, что когда-то он всплыл на аукционе в Женеве, его переправили в Тбилиси. Сегодня он хранится в музее имени Руставели. "Большой потерей для музея стала пропажа картины "Расстрел 13 коммунаров" Махарбека Туганова. Даже приблизительное местонахождение пока что никто не может сказать – она исчезла бесследно. Насколько мне известно, год назад снова возбудили уголовное дело по этому вопросу, но пока никаких улик не обнаружено", - поделилась экскурсовод.После девяностых годов все экспонаты югоосетинского музея были отправлены во Владикавказ для большей сохранности. Там они и хранились до 2015. Их привезли обратно к открытию Национального музея республики. Богатую коллекцию все же удалось сохранить. Музей может похвастаться экспонатами Баграта Техова, Руслана Дзаттиаты и других видных археологов: Пчелиной, Уваровой и также Любина."Все здание музея представляет собой большую историческую ценность. Когда к нам приезжают гости, среди них бывают и ученые, они всегда восхищаются нашей коллекцией. То, что собрал только Баграт Техов, создал уникальную коллекцию Кобанской культуры, уже это не имеет аналогов в мире. Потому что у нас есть экспонаты, которых в музеях мира единицы, а у нас в хранилище – сотни. К примеру, топоры из Тлийских могильников", - подчеркнула Олеся Бекоева.
А что, если?
Внести свой вклад и пополнить коллекцию музея может каждый. Надо лишь принести и передать его. При музее создан экспертно-закупочный фонд, который оценивает вид экспоната, стоимость и историческое значение.
"В последнее время люди очень часто приносят различные вещи. Приходят и такие, которые хотят продать тот или иной экспонат. К сожалению, музей не обладает такими финансовыми средствами, чтобы купить экспонат за большие деньги. У нас очень скудный фонд, и поэтому мы не можем приобрести, даже если этот экспонат представляет большую историческую ценность", - пояснила экскурсовод.
Как идет работа
Музей работает с понедельника по пятницу с 10 до 5 часов, а в субботу – до 2 часов. Но, признается Олеся Бекоева, можно сказать, что у сотрудников ненормированный рабочий график. Приходится работать и в праздничные дни. Вход пока бесплатный, но с нового года вводится билетная система. Вход будет стоить 100 рублей взрослым, 50 рублей школьникам и 350 рублей с экскурсионным сопровождением. Льготы при посещении будут предоставлены детям-сиротам, инвалидам, участникам войны, боевых действий.
Бекоева также рассказала, что пик посещения музея приходится на летний сезон. В основном посетители – это гости, которые приезжают в республику. Среди школьников музей тоже очень популярен. Но, заметила она, сейчас наблюдается потеря интереса к отечественной истории. В обычные дни основными гостями музея становится школы, делегации и гости города.
"Мы всегда стараемся привлечь посетителей, но особой популярностью пользуется акция "Ночь в музее". Мы начали проводить ее в 2016 году. Люди приходят посмотреть на Бусину желаний – Цыкурайы фардыг. Наверное, благодаря этой акции люди, которые не были до этого в музее, тоже приходят. Думаю, такая популярность акции обусловлена тем, что в ночное время суток совсем другая атмосфера бывает в музее. Экспонаты выглядят более сказочно", - поделилась экскурсовод.
Также она рассказала, что в музее бывают и тематические экспозиции, которые посвящены разным историческим событиям или тому или иному писателю. Проводятся тематические поэтические вечера, сотрудники читают лекции студентам и старшеклассникам.
Есть интересная информация и для дошкольников – отдел флоры и фауны, Ирон хадзар (Осетинский дом).
Для людей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены пандусы и лифты.
Если посетителей нет (такие дни тоже бывают) работа не останавливается. Младшие научные сотрудники трудятся, чтобы узнать еще крупицу информации и добавить ее в научный паспорт экспоната.К сожалению, поделилась Олеся Бекоева, в музее не предусмотрен выставочный зал.
"Музей без выставочного зала полноценно не может функционировать, но мы находим выход из ситуации, и картины мы экспонируем на мольбертах. К нам часто обращаются молодые художники. Также мы сами выставляем полотна разных художников, в том числе и зарубежных тоже, потому что в наших хранилищах есть и такие", - сказала она.
Связи с "братьями"
Музей активно сотрудничает с другими местными музеями и с коллегами из Северной Осетии и Государственного Эрмитажа.
"В прошлом году мы три месяца были прикомандированы к Ленингорскому музею, помогали им с инвентаризацией экспонатов. Поддерживаем связь с Эрмитажем. Последний раз мы выезжали с выставкой в 2019 году", - рассказала Бекоева.
Проблемы
Национальный музей Южной Осетии сталкивается с рядом проблем: аварийное состояние части здания, нехватка рабочих кадров, необходимого оборудования.
"У нас нет поддонов под экспонаты. Мы делаем их из подручных средств, но это не есть хорошо. У нас большая проблема с витринами. Это крик души. Наши не соответствуют музейному регламенту. Лишний раз к ним не прикоснешься, пыль не протрешь. Экспонаты доставать очень сложно. Мы бы очень хотели, чтобы нам витрины поменяли, но все упирается в финансы", - отметила Олеся Бекоева.
Будет и на нашей улице праздник
Грядущий вековой юбилей в Нацмузее собираются отпраздновать. Но, по словам экскурсовода, все опять упирается в финансы. Но завесу тайны с грядущих торжеств приподнимать она не стала.