"Он уехал, чтобы вернуться " 84 года назад родился заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный артист СО АССР (Северной Осетии), советский и российский балетмейстер, хореограф, первый дипломированный балетмейстер Северной Осетии высшего классического хореографического образования по специальности «Режиссура балета», квалификации «Режиссер-постановщик» балетмейстерского факультета Хаджисмел Петрович Варзиев. В Министерстве культуры в этот день вспоминали выдающегося представителя хореографического искусства Осетии.
Имя Хаджисмела Петровича Варзиева внесено в сокровищницу национальной культуры Осетии.
Министр культуры Жанна Зассеева, вспоминая Хаджисмела Варзиева, отметила:
Он владел красочным садом, рассказывающим языком танцевальной магии об Осетии, о родном осетинском народе, чьим верным садовником Хаджисмел Петрович оставался до конца своей жизни. Он безвозмездно раздавал свою любовь и знания коллективу "Алан", прослужил верой и правдой Народному танцу и посеял здоровые семена гармонии, творчества, вдохновения, в сердцах соотечественников, чтобы их души оставались неприступными, как горы Осетии, где удивительный целебный воздух наполняет душу желанием жить, петь и танцевать. Хаджисмел Петрович посвятил свою жизнь истинной культуре и служил ей во благо мира, красоты и вдохновения".
Коллеги Хаджисмела Варзиева, ветераны балетмейстерского "цеха" Александр Борзов, Александр Лавренюк, Владимир Курбет и Наиля Назирова говорили о том, что при всех своих заслугах перед ансамблем «Алан», он мог сделать для его развития значительно больше.
Владимир Курбет бывший руководитель ансамбля Молдавской ССР "Жок" размышлял, что Варзиев просто опередил свою эпоху и скорее всего в Северной Осетии не знали, как можно использовать потенциал Варзиева"как двигатель от бульдозера невозможно использовать в мотоцикле".
Александр Лавренюк, бывший солист Большого театра, говорил о том, что сама Тамара Степановна Ткаченко, написавшая академический учебник «Народный танец», которым по сей день пользуются во многих вузах страны и бывшего СССР, утверждала, что Хаджисмел Варзиев знает предмет "народный танец" намного ярче и глубже, нежели кто-либо из выпускников тогдашнего ГИТИСа. Лавренюк напомнил, что не просто так, великий Ростислав Владимирович Захаров, один из основателей балетмейстерского отделения ГИТИСа, постановщик знаковых балетных спектаклей, таких как "Золушка", "Бахчисарайский фонтан", "Медный всадник" и других, вместо себя предложил Хаджисмелу Варзиеву вести предмет «Искусство балетмейстера» на курсах повышения квалификации балетмейстеров страны, организованных министерством культуры СССР и сообщил об этом Екатерине Алексеевне Фурцевой, министру культуры СССР. А Хажисмелу Варзиеву на тот момент было чуть более 30 лет.
Лауреат государственной премии СССР Наиля Назирова, главный балетмейстер театра оперы и балета Азербайджанской ССР, постановщик балета "Тысяча и одна ночь" в Большом театре, призналась в своем интервью к документальному фильму "Сопротивление", что такого полного карт-бланша, который ей предоставила Азербайджанская ССР, не было у Варзиева, мало того, чиновники ставили ему свои требования.
Анатолий Алексеевич Борзов, участник 2-го поколения ансамбля ГАНТ СССР под руководством Игоря Моисеева, утверждал, что несмотря на то, что руководство министерства культуры Северной Осетии отвергало новое видение театрализации народного танца, а Варзиев, будучи еще студентом, все равно умудрился воплотить некоторую часть своих идей в таких работах, как "Шой", "Тур" и "Мать". И в таких условиях Хаджисмел Варзиев все равно смог за какие-то 3-4 года поднять ансамбль на планку самого высокого уровня профессионального танцевального искусства.
Хаджисмел Варзиев вернулся после учёбы в ГИТИСе в Осетию, чтобы окончательно вывести родной ансамбль с колеи уровня добротной художественной самодеятельности и поставить на рельсы высокого профессионального искусства.
Именно он, Хаджисмел Варзиев, своим балетмейстерским мастерством, полученным у мэтров Большого театра, превратил ансамбль, что называется, в визитную карточку Северной Осетии, о которой говорят по сей день.
Будучи студентом, Варзиев регулярно прилетал в Осетию, чтобы помогать своему родному ансамблю, в который он был принят в 1956 году в возрасте 18 лет:
- на 1 курсе - он исполнил ведущие партии репертуара перед руководством правительства СССР.
- на 2 курсе - подготовил концертную программу для гастролей в Ленинграде и городах Ленинградской области.
- на 3 курсе - подготовил ансамбль к гастрольному турне по городам Средней Азии и Казахстана.
- на 4 курсе - подготовил репертуар ансамбля к всероссийскому смотру-конкурсу государственных коллективов за право представлять страну на Всемирном фестивале в Болгарии.
Сочиненные им танцевальные номера строгое советское жюри признало лучшими и ансамбль уехал покорять всемирный фестивальный конкурс, на котором опять стал победителем - все три танцевальных номера, созданные Варзиевым, получили золотые медали, а самому Хаджисмелу Варзиеву был вручен диплом "Лучший балетмейстер".
- на 5 курсе - он подготовил танцевальные номера к фестивалю "Русская зима", за что получил высокую рецензию в столичных газетах журналах, таких, как "Музыкальная жизнь" и другие.
Закончив ГИТИС, он возглавил родной коллектив и на правах своей компетенции дал ансамблю название "Алан".
В истории развития ансамбля "Алан" Хаджисмел Варзиев является:
- первым дипломированным балетмейстером Осетии;
- первым, получившим право совмещать в ансамбле "Алан" должности художественного руководителя и главного балетмейстера.
- первым реформатором, кто инициировал реорганизацию коллектива: выведя хор из состава ансамбля, оставив вокальный квартет, увеличив количество артистов танцевальной труппы и количество музыкантов оркестра;
- первым новатором, кто пропитал танцевальные номера приемами театрализации и законами драматургии;
- первым, кто вынес на сцену обрядовый танец с названием "Шой", который по сегодняшний момент находится в репертуаре ансамбля "Алан" и исполняется на сцене с 1965 года, более 55 лет.
Именно в период руководства Хаджисмела Варзиева и при его заслуге балетмейстера постановщика, руководимый им коллектив ансамбля народного танца "Алан" в 1988 году Указом президиума Верховного Совета СССР за подписью председателя Алексея Громыко, ЗА ЗАСЛУГИ В РАЗВИТИИ СОВЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА был награждён Орденом дружбы народов.
Сегодня память о Хаджисмеле Петровиче Варзиеве, непререкаемом авторитете в искусстве осетинского народного танца и ярчайшей фигуре в культуре и искусстве Северной Осетии, уже вписана в самом названии ансамбля, в котором есть слово "Алан" и формулировка "ордена Дружбы народов".