В этот февральский день хочется говорить высоким слогом…
Сложно, но сама погода февраля помогла нам… Февраль, который попал в водоворот весенней пены и шумит под мелодию Шопена, раскручивая времени спираль… День рождения великого человека… День удивительно теплый… на Юге и на Севере, в ущелье по дороге во Владикавказ тишина соединилась с красотой, которой невозможно надышаться… Спасибо за то, что вы есть! Все самое доброе и прекрасное в этом мире собираем и протягиваем удивительному человеку на ладони. С днем рождения, Маэстро!
О замечательном, самобытном, талантливейшем художнике Степане Леонтьевиче Сабанове, о порядочном во всех отношениях человеке, истинном патриоте нашего народа и государства, добродушном и невероятно скромном человеке, хочется говорить стоя!
Степан Сабанов родился в Южной Осетии в многодетной семье 1 февраля 1941 года в небольшом, живописном селе Кохат, недалеко от Цхинвала. Живописное Ванатское ущелье, прекрасные виды с села, чудесные берега реки Малая Лиахва не могли не оставить в душе молодого Степана чувство прекрасного, понимания и восприятия природной красоты. Часами мог наблюдать, как меняется цвет на противоположном склоне Ущелья в зависимости от освещения.
Господу было угодно, чтобы 6 летний Степан увидел настоящего художника. Однажды, на окраине села, бегая с мальчишками, он увидел, сидевшего на траве мужчину, писавшего этюды. Оставшийся до сих пор неизвестным, художник рисовавший этюды для своих картин, не прогнал любознательного мальчишку, так восхищенно смотревшего на его работы.
Судьбой предначертано… стать и остаться Легендой. Не каждому это дано… Павка Корчагин. С ним наше поколение хотело жить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. А потом в жизни нашей были Курагин, Вронский, Дзержинский, капитан Грей… но вихрем в жизнь нашу ворвались Иван Варавва и песня «Вечный огонь», которая стала символическим гимном поколения 70-х…, а для мальчишек девизом и смыслом жизни стали слова: «Есть такая профессия – Родину защищать!». Кодексом чести для послевоенного поколения, для наших мам и отцов, и, главное для нас стал образ Ивана Вараввы из фильма «Офицеры». А когда Василий Семенович пел песню «От героев былых времен», то мы слышали не голос, нет…, а то, как он рвал душу свою… И мы, покуда будем живы, слушая эту песню, по какому-то внутреннему приказу сердца… будем вставать… Роли, исполненные Василием Семёновичем Лановым, стали памятником ему при жизни. Памятник героям фильма «Офицеры» - разве не ему памятник?! А память сердец миллионов людей - не памятник ему?! Ряды «Бессмертного полка» пополнились еще одним… настоящим Офицером. Он бесконечно любил свой народ. Он нес память о «Бессмертном полке» в сердце. Он стал легендой при жизни. Он ушел, но оставил Свет, озаряющий колонны «Бессмертного полка». Спасибо Вам, от имени живущих! Честь имеем!
Человек незаурядного дарования, беззаветно служивший Творчеству... Искусствовед, автор монографий по национальному изобразительному искусству, писатель и драматург, подаривший народу романы-эссе рассказы, историческую драму, переводчик - автор художественного перевода на русский язык «Осетинского героического эпоса», произведений К.Ходова, М.Дзасохова, Е.Бритаева, А.Кодзати, Т.Хаджеты... Особо следует отметить его работу, труды в плане познания и современного прочтения Коста, его усилий по популяризации творчества Коста за пределами Кавказа. Работы мастера оставили глубокий след и стали национальным достоянием культуры Осетии. Он верой и правдой служил Искусству, умел удивлять и вдохновлять. С таким вдохновением и уникальным многообразием идей он возглавлял творческий Союз художников республики. Анатолий Дзантиев вошел в историю искусства и культуры как профессионал. За его плечами огромный организаторский опыт, – вот почему годы его работы Министром культуры республики особо отличались новизной идей, размахом творческих преобразований. Он был созидатель. Легендарная личность. От того, наверное, тяжело говорить о нем в прошедшем времени. Одно знаю точно: имя и творения Анатолия Дзантиева будут жить в настоящем и в будущем.
Сегодня ряды «Бессмертного полка» пополнились еще одной фамилией, еще одним героическим именем...
ГУЛУЕВ ХИЗИР ТЕМУРКАНОВИЧ, – участник и свидетель тех страшных, сороковых, Солдат Великой Отечественной войны, Человек и настоящий Патриот.
Его жизнь стала примером для всей молодежи Осетии. Горько осознавать, что время безжалостно, и настанет день, когда уже ни одного Героя не останется среди нас, и их ордена и медали мы увидим только в музеях и в семейных архивах, а не на груди самих ветеранов. И вновь в памяти солдаты, которых нам не воскресить и не вернуть.
Но мы будем хранить о нем Память многие десятилетия, передавать детям и внукам смысл слова «Победа», и пусть наша Память и благодарность будут лучшей Почестью!
Покойся с миром, Солдат, Победитель!
Жанна Зассеева, Руководитель движения
«Бессмертный полк – Южная Осетия»
Доктор филологических наук, член - корреспондент АН ГССР, заведующий отделом истории осетинской литературы и фольклора Югоосетинского научно-исследовательского института им. З. Н. Ванеева, поэт, писатель, публицист, общественный деятель, был депутатом парламента Южной Осетии нескольких созывов. Родился 27 февраля 1925 года в селе Хардисар Джавского (ныне - Дзауский) района Юго-Осетии. В 1949 году окончил исторический факультет Юго-Осетинского пединститута. В том же году поступил в аспирантуру при Ленинградском институте русской литературы (Пушкинский дом), где в 1953 году успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Коста Хетагуров и русская литература». За работу «История осетинской литературы (дореволюционный период)» ему было присвоено звание доктора филологических наук (1968). Первая книга стихов – «Сердце солдата» издана в 1949 году. В последующие годы вышло много поэтических и прозаических книг Джусойты (стихи, поэмы, рассказы, повести, романы), монографические исследования творчества классиков осетинской литературы, литературно-критические статьи. Среди них: романы «Адаймаджы малат (Смерть Человека)» и «Фыдалты туг (Кровь предков)», «Лирика», « Я родился в горах», «Трудный возраст», «Мой горный край», «Безымянная книга», «Двенадцать ран как одна рана», «Слезы сырдона» и др. Он активно выступает в центральной прессе по вопросам современной многонациональной литературы.
Валерий Сагкаев родился 14 января 1951 года в Ткибули. В раннем детстве лишился отца и вместе с матерью и двумя братьями едва сводил концы с концами. В возрасте двенадцати лет они с матерью переехали из Ткибули, что в Западной Грузии, в Цхинвал. Мама устроилась работать уборщицей, в то время как Валера пошел учиться в вечернюю школу, большего он позволить себе не мог. Уже в юности у него проявились способности к музыке и пению. Он пел на школьных вечерах, среди товарищей, на цхинвальском заводе «Эмальпровод», рабочие которого часто после смены спешили в заводской клуб послушать пятнадцатилетнего певца. Там, на заводе, в 1964-1965 годах Сагкаев работал в группе самодеятельности. По мнению художественного руководителя государственного камерного оркестра Южной Осетии Л. Чехоева, его голос уже тогда выделяли тембр, диапазон, сила. На одной из школьных олимпиад шестнадцатилетний Сагкаев в сопровождении духового оркестра исполнял без микрофона «Бухенвальдский Набат». Молодой Сагкаев был поклонником творчества Владимира Высоцкого, часто пел его песни, подражая его манере исполнения. Талант Сагкаева проявлялся не только в пении, по свидетельству друзей, он неплохо рисовал. Не имея возможности поступить в художественное училище, он тем не менее очень любил рисовать. Сохранились наброски, выполненные его рукой. Кроме карандаша или грифа он ничем не пользовался. Не потому, что не мог - не было средств. В 1970 году Сагкаев поступил в Цхинвальское музыкальное училище (ЦМУ) на отделение вокала, где с головой окунулся в атмосферу творчества. Преподавал молодому студенту известный осетинский композитор Феликс Алборов (чьим именем позже было названо училище), который с первого взгляда оценил одарённого от природы парня. Репертуар молодого певца уже на втором курсе включал оперные партии, среди которых ария-речитатив из «Ксеркса» Генделя, ария Ибрагима из «Фатимы», Таймураза из «Азау», русские романсы Рахманинова, Чайковского, Даргомыжского. Будучи ещё студентом ЦМУ, он завоевал вторую премию на фестивале вокалистов в Тбилиси.